К уровням внутренней картины болезни относятся:
1. интегративный;
2. интеллектуальный;+
3. мотивационный;+
4. непосредственно-чувственного отражения;+
5. эмоциональный.+
К компонентам социальной ситуации развития относятся
1. внешние условия;+
2. внутренние процессы;+
3. кризис развития;
4. психологические новообразования.+
Уровень индивидуального сознания, занимающий положение медиатора по отношению к общественному и индивидуальному сознанию, это
1. бессознательное;
2. мифологическое отражение мира;
3. обыденное сознание;+
4. рациональное сознание.
Феномен тела как психологический феномен; социализация телесных функций; нарушение телесности при различных соматических и психических расстройствах – это предмет
1. клинической психологии;
2. патопсихологии;
3. психологии телесности;+
4. психосоматики.
Руминации как тип копинга означает
1. избегание;
2. минимизацию угрозы;
3. навязчивые бесплодные размышления;+
4. последовательное активное решение проблем.
К примерам, подтверждающим то, что феноменологическое ощущение не совпадает с сенсорной границей, относятся
1. пример Аристотеля с зондом, которым пользуется хирург;+
2. пример Бахтина с феноменом старой жены;
3. пример Виннера с искусственной рукой, которой механик чинит автомобиль;+
4. пример с культурным шоком.
Наибольшая роль психологического фактора признается в отношении
1. большой семерки психосоматических расстройств;
2. вторичных психосоматические расстройства органов и систем, возникающие при тяжелых соматических заболеваниях;
3. конверсионных расстройств;+
4. соматоформных расстройств.
Перед приходом к доктору человек сообщал, что у него сильные колющие боли в животе, после посещения врача он стал описывать происходящее с ним как проявления гастрита. Этот пример описывает:
1. возникновение личностного смысла;
2. вторичное означение;+
3. первичное означение;
4. формирование чувственной ткани.
Телесные симптомы ближайших взрослых с большой вероятностью могут быть усвоены
1. в младенчестве;
2. на этапе взросления;+
3. на этапе овладения языком;
4. на этапе формирования рефлексивного плана сознания.
Признание наличия однозначной логически понятной связи между симптомом соматической болезни и содержанием вытесненного конфликта характеризует
1. культурно-исторический подход в психосоматике;
2. неспецифический подход в психосоматике;
3. специфический подход в психосоматике;+
4. теорию кортико-висцеральной патологии.
Функция имеет тем белее высокий индекс психосоматичности, чем
1. более она вынесена в план внешнего поведения;+
2. более она регулируется социальными нормами;+
3. менее она вынесена в план внешнего поведения;
4. менее она регулируется социальными нормами.
К компонентам структуры динамической картины внутренней картины болезни относятся:
1. сенсорный компонент, первичное означение, вторичное означение, личностный смысл;
2. сенсорный, рациональный, эмоциональный компоненты;
3. чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение, личностный смысл;+
4. чувственная ткань, рациональный и эмоциональный компоненты, личностный смысл.
В следующих расстройствах присутствуют морфологические изменения
1. вторичных психосоматические расстройства органов и систем, возникающие при тяжелых соматических заболеваниях;+
2. конверсионные расстройства;
3. психосоматические заболевания в узком смысле слова;+
4. соматоформные расстройства.
Невозможность локализации, неопределённость ощущений, трудности рефлексии характеризуют
1. вторично означенное телесное ощущение;
2. первично означенное телесное ощущение;
3. психосоматические расстройства;
4. чувственную ткань.+
Недостаток средств означения собственных состояний характерен для
1. алекситимии;+
2. поведения типа А;
3. поведения типа Б;
4. язвенной болезни.
Игнорирование проявлений заболевания, утрированные представления о несостоятельности (психически) больных, подчёркивание собственных отличий от «истинно» психически больных характеризует
1. аутопсихическую самостигматизацию;
2. компенсаторную самостигматизацию;+
3. социореверсивную самостигматизацию;
4. стигматизацию.
Изменение социальной идентичности больного, когда он перестаёт отождествлять себя с сообществом здоровых и интерпретирует отношение к нему окружающих как предвзятое, характеризует
1. аутопсихическую самостигматизацию;
2. компенсаторную самостигматизацию;
3. социореверсивную самостигматизацию;+
4. стигматизацию.
Развитие психологических механизмов регуляции телесных процессов описывает
1. внешний план психосоматического развития;
2. внутренний план психосоматического развития;+
3. становление психосоматического феномена;
4. формирование психосоматического симптома.
К моделям соотношения иррационального и рационального в сознании относятся
1. модель включения;+
2. модель исключения;
3. модель испарения;+
4. модель сохранения.+
Семиотическая схема лечения/возникновения симптома предполагает
1. встречное движение от знака к означаемому и от означаемого к знаку;
2. движение от знака к означаемому;+
3. движение от означаемого к знаку;
4. обязательное наличие сглаза.
В начале болезни человек сообщал о плохом самочувствии, но через несколько дней смог уточнить, что чувствует давящую головную боль и ломоту в теле. Этот пример описывает:
1. возникновение личностного смысла;
2. вторичное означение;
3. первичное означение;+
4. формирование чувственной ткани.
К преградному личностному смыслу болезни может относиться:
1. вторичная выгода болезни;
2. избегание ответственности;
3. ограничение в движении;+
4. ограничение в общении.+
С особенностями первичного и вторичного означения связаны нарушения в
1. высшей психической функции;
2. натуральной функции;
3. постпроизвольной функции;+
4. произвольной функции.
Интеграция представлений о собственном теле, или формирование телесного Я, происходит на следующем этапе психологического онтогенеза телесных функций
1. взросление;
2. младенчество;
3. овладения языком;
4. формирование рефлексивного плана сознания.+
Этап овладения языком как этап психологического онтогенеза телесных функций характеризуется
1. возникновением возможности когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений ребенком;+
2. возникновением возможности произвольной и сознательной регуляции телесных процессов;
3. означением телесных состояний ребенка;
4. освоение ребенком социально-психологических стереотипов взаимодействия с собственным телом.
Изменение личной идентичности больного, его представлений о своих индивидуальных признаках; отказ от прежних стандартов и снижение требований к себе характеризует
1. аутопсихическую самостигматизацию;+
2. компенсаторную самостигматизацию;
3. социореверсивную самостигматизацию;
4. стигматизацию.
Условия для возникновения психосоматического расстройства — это
1. запускающие факторы;
2. факторы предиспозиции;+
3. факторы протекции;
4. хронифицирующие факторы.
Активно-пассивный копинг предполагает
1. атрибуцию ответственности;
2. совладание через действие;+
3. совладание через осмысление;
4. совладание через переживание.
Результат влияния негативных представлений о (психически) больных на отношение к ним окружающих – это
1. обыденное сознание;
2. самостигматизация;
3. стигматизация;+
4. ятрогения.
К вариантам нарушения психосоматического развития относятся
1. задержка;+
2. искажение;+
3. регресс;+
4. сомато-вегетативные нарушения.
«Мера следования пациента рекомендациям врача или психолога, включая прием лекарств, соблюдение режима и др., адекватность «модели выздоровления» — это описание
1. комплаенса;+
2. контртрансфера;
3. копинга;
4. позитивного трансфера.
Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии при наличии психосоматического расстройства — это
1. запускающие факторы;
2. факторы предиспозиции;
3. факторы протекции;
4. хронифицирующие факторы.+
После прихода к врачу и начала лечения человек стал сообщать об улучшении своего состояния, при том, что после его повторного обращения к врачу выяснилось, что был поставлен неверный диагноз, и лечение не должно было вызвать улучшения самочувствия. Этот пример описывает:
1. эффект лечения;
2. эффект плацебо;+
3. эффект стигматизации;
4. эффект ятрогении.
Начало реорганизации телесных процессов младенца относится к следующему этапу психологического онтогенеза телесных функций
1. взросление;
2. младенчество;+
3. овладения языком;
4. формирование рефлексивного плана сознания.
Контртрансфер — это
1. агрессия и обесценивание врача пациентом при нереализованных ожиданиях, неприемлемость диагноза;
2. нейтральное отношение пациента к врачу;
3. переживания врача, его отношение к пациенту;+
4. переоценка пациентом возможностей врача, идеализация.
Аллопластическая картина болезни – это
1. все реально наблюдаемые проявления болезни;+
2. мысли по поводу болезни;
3. непосредственные ощущения при развитии болезни;
4. субъективные переживания по поводу болезни.
Согласно модели феноменологического тела, оно
1. имеет качества как субъектности, так и объектности;+
2. имеет только качества объектности;
3. имеет только качества субъектности;
4. не имеет качеств ни субъектности, ни объектности.
Какое из следующих понятий не относится к рассмотрению болезни как субъективного феномена?
1. внутренняя картина болезни;
2. инсайт;
3. критичность;
4. самостигматизация.+
Использование ребенком языка для оценки и переживания своих телесных проявлений возможно
1. в младенчестве;
2. на этапе взросления;
3. на этапе овладения языком;+
4. на этапе формирования рефлексивного плана сознания.+