Какие практические методы извлечения знаний относят к активным индивидуальным методам?
1. анкетирование;+
2. интервью;+
3. протоколирование «мыслей вслух»;
4. свободный диалог.+
Что из перечисленного относится к данным?
1. возможная реакция на конкретное лекарственное средство;
2. название конкретного лекарственного препарата;+
3. рост и вес конкретного пациента;+
4. тактика ведения пациента при определенной клинической ситуации.
Какие компоненты модели общения рассматриваются с позиции психологического аспекта извлечения знаний?
1. предмет общения;+
2. средства общения;+
3. участники общения;+
4. цель общения.
В качестве предмета научного направления инженерия знаний рассматривается
1. графическая обработка данных об исследуемых объектах;
2. оптимизация хранения и передачи данных в конкретной прикладной области;
3. представление знаний применительно к конкретной прикладной области;+
4. программное обеспечение обработки экспертных знаний.
Какие характеристики участников общения определяют эффективность процесса извлечения знаний?
1. генерализация;+
2. когнитивная эквивалентность;+
3. поленезависимость;+
4. рефлексивность;+
5. эмоциональность.
Что из перечисленного относится к характеристикам интеллект-карты?
1. вторичные идеи также ветвятся и формируют связанную узловую структуру;+
2. объект внимания представлен в центральном образе;+
3. основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;+
4. рассматриваемые объекты соединены поименованными отношениями разного типа.
К какому из компонентов модели общения относится стиль речи эксперта и аналитика?
1. время и место общения;
2. предмет общения;
3. средства общения;+
4. участники общения.
Какие элементы входят в состав структуры фрейма?
1. имя слота;+
2. имя фрейма;+
3. присоединенные процедуры;+
4. рабочая память.
Процесс анализа данных и выявление скрытых закономерностей с использованием специального математического аппарата и программных средств – это
1. извлечение знаний;
2. использование знаний;
3. приобретение знаний;
4. формирование знаний.+
Какие типы знаний принято выделять по форме представления?
1. личные и коллективные;
2. профессиональные и бытовые;
3. эмпирические и теоретические;
4. явные и неявные.+
Формирование «поля знаний» осуществляется на этапе
1. использования знаний;
2. получения знаний;
3. структурирования знаний;+
4. формализации знаний.
Какая из указанных характеристик относится к проблеме получения знания как такового?
1. возможность аналитика моделировать понятийную структуру и рассуждения эксперта;+
2. использование наглядного материала по рассматриваемой проблеме;
3. стиль речи эксперта;
4. темперамент эксперта.
Какой метод визуализации расценивается как наиболее оптимальный для представления «КОГДА-знаний»?
1. диаграмма Венна;
2. диаграмма Ганта;+
3. диаграмма Ишикавы;
4. карты аргументов.
Отличительной характеристикой эксперта в определенной предметной области является
1. богатый профессиональный опыт;+
2. многочисленные публикации в зарубежных изданиях;
3. наличие высшего образования по данной специальности;
4. наличие сертификата о повышении квалификации.
Какие способы получения знаний принято называть прямыми?
1. извлечение;+
2. практика;+
3. приобретение;
4. формирование.
Способность к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы называется
1. генерализацией;
2. когнитивной эквивалентностью;+
3. поленезависимостью;
4. рефлексивностью.
Какие языки представления знаний объединяют в группу сетевых?
1. онтологии;+
2. правила продукции;
3. семантические сети;+
4. фреймы.+
К родо-видовым отношениям между узлами при построении концептуальной карты относят
1. иметь свойство, иметь значение;
2. класс — подкласс;+
3. синоним, антоним;
4. элемент – множество.+
Каким типом отношений при создании концептуальной карты описывается взаимоотношение между понятиями «врач» и «кардиолог»?
1. логические;
2. родо-видовые;+
3. функциональные;
4. часть-целое.
Поленезависимость — это
1. склонность к рассудительности;
2. способность акцентировать внимание на главном, отбрасывая все лишнее;+
3. способность к обобщению;
4. способность к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы.
К какому языку представления знаний в экспертных системах относится терминология «антецедент» и «консеквент»?
1. логические исчисления;
2. правила продукции;+
3. семантические сети;
4. фреймы.
Что из перечисленного относится к знаниям?
1. возможная реакция на конкретное лекарственное средство;+
2. название конкретного лекарственного препарата;
3. рост и вес конкретного пациента;
4. тактика ведения пациента при определенной клинической ситуации.+
Какие типы вопросов интервью принято выделять по функции?
1. зондирующие;+
2. контрольные;+
3. нейтральные;
4. основные.+
Построение базы знаний с применением наиболее оптимального для рассматриваемой задачи языка представления знаний осуществляется на этапе
1. использования знаний;
2. получения знаний;
3. структурирования знаний;
4. формализации знаний.+
Какие типы знаний принято выделять по глубине?
1. личные и коллективные;
2. профессиональные и бытовые;
3. эмпирические и теоретические;+
4. явные и неявные.
Принципиальное преимущество экспертной системы над другими типами систем поддержки принятия решений – это
1. способность обрабатывать большие массивы числовых данных;
2. способность обрабатывать графические данные;
3. способность прогнозировать исход текущей ситуации;
4. способность решать задачи в неформализованных областях.+
Ориентированный граф, вершины которого соответствуют некоторым сущностям (понятиям, конкретным объектам, процессам и т. п.), а дуги – отношениям между сущностями – это
1. дерево целей;
2. продукционная система;
3. семантическая сеть;+
4. фрейм.
Какой метод визуализации расценивается как наиболее оптимальный для представления «ПОЧЕМУ-знаний»?
1. диаграмма Венна;
2. диаграмма Ганта;
3. диаграмма Ишикавы;+
4. карты аргументов.
На какие типы принято делить вопросы интервью по форме?
1. личные и безличные;+
2. основные и зондирующие;
3. открытые и закрытые;+
4. прямые и косвенные.+
К какому типу знаний относятся стратегические доктрины и программы в здравоохранении?
1. коллективные;+
2. личные;
3. неявные;
4. эмпирические.
Что входит в состав базы знаний экспертной системы?
1. данные о конкретной анализируемой ситуации;
2. множество правил, описывающих целесообразные преобразования данных в этой области;+
3. регламент работы с экспертной системой;
4. универсальные данные (факты), описывающие рассматриваемую область знаний.+
Какие характерные задачи решаются с применением экспертных систем?
1. интерпретация данных;+
2. мониторинг развития ситуации;+
3. статистическая обработка данных;
4. формирование диагностических заключений.+
Что лежит в основе принципа деления вопросов на «личные» и «безличные» вопросы?
1. воздействие;
2. степень участия эксперта;
3. форма;+
4. функция.
Какие способы получения знаний принято называть машинными?
1. извлечение;
2. практика;
3. приобретение;+
4. формирование.+
Каковы достоинства продукционных систем представления знаний?
1. высокая эффективность вычислительного процесса при большом количестве правил;
2. естественный язык описания знаний;+
3. разделение базы знаний и механизма вывода;+
4. способность отражать концептуальную основу организации памяти человека.
Какие типы отношений между сущностями должны быть обязательно представлены в составе семантической сети?
1. класс — элемент класса;+
2. свойство — значение;+
3. экземпляр — функция;
4. экземпляр — элемента класса.+
Какой из указанных языков представления знаний относится к группе модульных?
1. онтологии;
2. правила продукции;+
3. семантические сети;
4. фреймы.
Какие из указанных практических рекомендаций относятся к созданию интеллектуальных карт?
1. выдерживать определенный уровень общности и детализации – все понятия одного уровня должны быть однородны;+
2. соблюдать баланс ветвей – 1-ый уровень желательно не более 5-6 понятий;+
3. установить связи между выделенными понятиями;
4. центральный объект выделять наиболее крупным шрифтом.+
Что из перечисленного относится к коммуникативным пассивным методам извлечения знаний?
1. «мозговой штурм»;
2. анкетирование;
3. наблюдение;+
4. протоколирование «мыслей вслух».+
Вопросы интервью, которые позволяют направлять рассуждения эксперта в нужную для решаемой задачи сторону, принято относить к типу
1. зондирующие;+
2. контрольные;
3. нейтральные;
4. основные.
Какие элементы входят в состав архитектуры продукционной системы представления знаний?
1. база продукционных правил;+
2. конфликтное множество;+
3. присоединенные процедуры;
4. рабочая память.+
Какие языки представления знаний объединяют в группу модульных?
1. логические исчисления;+
2. правила продукции;+
3. семантические сети;
4. фреймы.
Каковы характерные особенности экспертных систем?
1. способность вести диалог с пользователем о решаемой задаче на языке понятном для пользователя;+
2. способность к приобретению новых знаний от эксперта;+
3. способность объяснить решение в терминах пользователя;+
4. способность точно рассчитать значение показателя по сложной формуле.
Какой метод визуализации рассматривает всю совокупность возможных альтернативных способов решения проблемы и помогает выбрать наиболее оптимальный для данной ситуации?
1. дерево решений;+
2. дерево целей;
3. диаграмма Венна;
4. диаграмма Ишикавы.