Клинические варианты дебютов ранней детской шизофрении
1. вариант с преобладанием в клинике игровых перевоплощений;+
2. вариант с преобладанием в клинике негативной симптоматики и снижением интеллекта;+
3. вариант с преобладанием в клинической картине парафренной симптоматики;
4. вариант с преобладанием явлений кататонической симптоматики.+
Для клинической картины РАС и ДШ характерны
1. аффективные расстройства;+
2. патологические фантазии;+
3. сверхценные увлечения;+
4. страхи;+
5. судорожные проявления.
Основные трудности дифференциальной диагностики РАС и ДШ связаны с
1. Выраженным полиморфизмом проявлений;
2. их фенотипической близостью;+
3. малой доступностью генетических методов исследования;
4. недостаточной подготовкой врачей-психиатров;
5. отсутствием валидных тестов;
6. отсутствием инструментальных методов исследования.
Трудности квалификации и постановки диагноза ДШ в настоящее время связаны с
1. дискуссионностью вопросов симптоматологии, границ, диагностики, исходов и прогноза заболевания;+
2. исключением из перечня негативных симптомов (дименсий) при шизофрении в МКБ-11 аутизма;+
3. неоднозначностью оценки психиатрами критериев, положенных в основу МКБ-10;
4. отсутствием чёткого общепризнанного клинического определения ДШ;+
5. полиморфностью и неспецифичностью клинических проявлений.
К так называемому «железному треугольнику» (iron triangle) в детской психиатрии, касающимся дискуссий о коморбидности, относятся
1. РАС;+
2. СДВГ;
3. детская шизофрения;+
4. кататония;+
5. эпилепсия.
Признаки РАС в возрасте от 1-го года до 3-х лет
1. задержка понимания речи;+
2. опережение в моторном развитии;
3. речь в виде эхолалии;+
4. странные игры с неигровыми предметами или предпочтение предметов по форме, размеру, цвету;+
5. трудности с мелкой моторикой, нет пинцетного захвата.+
Основные трудности диагностики РДА и ранней детской шизофрении связаны с
1. их фенотипической близостью;+
2. недостаточной грамотностью врачей;
3. отсутствием чётких критериев;
4. приверженностью врачей определённым концепциям;
5. частой сменой классификаций.
Важными дифференциально-диагностическими признаками РАС являются
1. наличие рецидивов иремиссий;
2. нарушения интеллектуального и речевого развития;+
3. нарушения социального взаимодействия и коммуникации;+
4. первазивность нарушений развития.+
Для ДШ характерно
1. манифестация в детском возрасте;+
2. неспецифические продуктивные симптомы;+
3. специфические продуктивные симптомы и синдромы;
4. стойкие негативные проявления в форме нарушений мышления, обеднения эмоциональной сферы, аутизации, снижения познавательной активности, приводящие к нарушению психического развития;+
5. формирование типичного для ДШ олигофреноподобного дефекта.+
При выделении отдельных рубрик в группе РАС акцент сделан на
1. выраженности стереотипных форм поведения;
2. наличии коморбидных психических расстройств;
3. сохранности интеллекта и развитии речи;+
4. степени выраженности нарушений коммуникации;
5. степени выраженности социальной дезадаптации.
Детская шизофрения (ДШ) рассматривается как
1. вариант прогредиентного эндогенного психического заболевания;+
2. вариант раннего детского аутизма;
3. органического заболевания головного мозга;
4. патологическое развитие в неблагоприятных условиях;
5. следствие перинатального поражения головного мозга.
Особенности в развитии речи у ребёнка с РАС
1. долго сохраняется недифференцированный плач;+
2. наличие множественных эхолалий;+
3. недоразвитие речевого подражания и трудности понимания обращённой к ребёнку речи;+
4. недостаточность использования жестов и интонации в общении;+
5. рано наступает стадия гуления.
Для ДШ характерны
1. наличие рецидивов иремиссий;+
2. особая дезинтегративность, неравномерность, гетерохронность развития общих психических процессов;+
3. первазивность нарушений развития;
4. продуктивные симптомы в виде бреда и галлюцинаций.+
Относительно эпидемиологической ситуации, касающейся РАС в мире
1. единого мнения не существует;+
2. имеются указания о тенденции к снижению распространённости;
3. показатели считаются относительно стабильными;
4. существует мнение о прогрессивном росте.
Наиболее распространённые обозначения аутизма
1. аутистикоподобное расстройство;+
2. аутистическое расстройство;+
3. детский или инфантильный психоз;+
4. первазивное расстройство;
5. ранний детский аутизм.+
Продуктивные синдромы, предпочтительные для ДШ
1. анорексия;
2. дисморфофобия;
3. нарушения речи;+
4. страхи подросткового периода (дисморфофобия, анорексия;+
5. фантазии.+
Диагноз ранней детской шизофрении в большинстве европейских стран не ставится ранее
1. 15 лет;
2. 3 лет;
3. 5 лет;
4. 9 лет;+
5. запрещён.
К коморбидным для РАС расстройствам относят
1. бредовые расстройства;
2. двигательные расстройства, эпилептический синдром;+
3. интеллектуальные расстройства;+
4. обсессивно-компульсивные расстройства;+
5. речевые расстройства.+
Показатели распространённости РАС по данным госпитализации в РФ
1. неточные, так как больные часто «уходят» в частные медицинские центры или к специалистам «околомедицинских» специальностей;+
2. основаны лишь на учёте рас с тяжёлыми психическими и поведенческими нарушениями;+
3. практически не ведётся учёт;
4. стабильны и отражают реальную картину заболеваемости;
5. фиксируется плавный рост с тенденцией к стабилизации частоты госпитализаций детей с рас.+
В МКБ-11 аутизм будет относиться к разделу
1. кататонии;
2. нейроонтогенетических расстройств;+
3. органической патологии головного мозга;
4. первазивных расстройств развития;
5. эндогенных психических расстройств.
В МКБ-10, адаптированной в РФ, детский тип шизофрении относится к разделу
1. F20.3 недифференцированная шизофрения;
2. F20.8 другой тип шизофрении;+
3. F21 шизотипическое расстройство;
4. F23 острое и преходящее психотическое расстройство;
5. F28 другие неорганические психотические расстройства.
В США диагноз ранней детской шизофрении не ставится ранее
1. 12 лет;+
2. 15 лет;
3. 3 лет;
4. 6 лет;
5. сведения отсутствуют.
В качестве критериев атипичного аутизма указываются
1. атипичность как по возрасту начала, так и по симптоматике;+
2. атипичность по возрасту начала;+
3. атипичность по симптоматике, феноменологии;+
4. коморбидность с другими психическими расстройствами;
5. наличие у больных умственной отсталости.
В диагностике шизофрении в МКБ-11 основным будет
1. дименсиональный (феноменологический) подход;+
2. динамический принцип;
3. нозологический подход;
4. принцип течения болезни;
5. эклектический принцип.
Данные о распространённости РАС в РФ
1. отмечается прогрессивный рост;
2. отмечается тенденция к снижению показателей;
3. показатели являются стабильными;
4. являются крайне неполными ввиду отсутствия официально утверждённых принципов учёта.+
Из перечня негативных симптомов (дименсий) при шизофрении исключён
1. абулический синдром;
2. апатический синдром;
3. аутистический синдром;+
4. олигофреноподобный синдром;
5. синдром когнитивного дефицита.
Для шизофрении, начавшейся в раннем детском возрасте, наиболее типичны
1. возможное появление пароксизмальных проявлений;
2. олигофреноподобный дефект;+
3. полиморфизм психопатологической симптоматики;
4. преобладание позитивных расстройств;
5. регредиентный тип течения.
Особенности игры детей с РАС
1. игра в одиночестве, обособленно;+
2. игра с неигровыми предметами;+
3. отсутствие игры;+
4. предпочтение сюжетных игр;
5. элементарные манипуляции с предметами.+
При проведении экспериментально-психологического исследования при ДШ важно изучить
1. ассоциативную сферу, включая структурные особенности мышления;+
2. наличие расстройств памяти;
3. особенности развивающейся личности;
4. умственную работоспособность, внимание, познавательную деятельность пациента;+
5. уровень интеллектуального развития.+
В анкете, предназначенной для проведения скрининга затрагиваются
1. инстинктивно-вегетативная сфера;+
2. мануальные способности ребенка;
3. познавательная деятельность;+
4. речь;+
5. социальное взаимодействие.+
Наиболее характерно для РАС
1. отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков;+
2. появление первых признаков в любом возрасте;
3. проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте;+
4. сохранение аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни;+
5. течение без ремиссии в большинстве случаев.+
Возрастной патоморфоз симптоматики у детей, больных шизофрений, определяется
1. атипичными реакциями на психофармакотерапию;
2. влиянием органических факторов;
3. влиянием перенесённых психических травм;
4. типом дизонтогенеза;
5. формированием мозговых структур, физиологических и психических функций ребенка.+
Расстройство аутистического спектра (РАС), англ. autism spectrum disorder, ASD относится к группе
1. нейроонтогенетических расстройств, то есть к расстройствам психического развития многофакторного происхождения;+
2. органической патологии головного мозга;
3. процессуальных заболеваний;
4. расстройств интеллекта;
5. регрессивных расстройств.
Аутистический синдром может встречаться при
1. биполярном расстройстве;
2. слепоте и тугоухости;+
3. туберозном склерозе;+
4. фрагильности X-хромосомы.+
Первые проявления РАС должны быть зарегистрированы
1. в возрасте до 2 –х лет;
2. в возрасте до 3 –х лет;+
3. в возрасте до 4 –х лет;
4. в возрасте до одного года;
5. в возрасте до пяти лет.
Нейропсихологическое диагностическое исследование позволяет
1. выявить отклонения высших психических функций;+
2. определить зоны поражения головного мозга;
3. провести оценку когнитивной деятельности ребенка;+
4. разработать индивидуальную программу коррекции.+
Причины разброса эпидемиологических показателей РАС и ДШ связаны с
1. влиянием фактора стигматизации, связанного с нежеланием родителей иметь социально депримирующий диагноз (умственная отсталость, шизофрения), а также социальными вопросами, касающимися льгот;+
2. недостаточностью осведомлённости об аутизме у населения и повышением обращаемости;
3. неоднородностью сбора данных, гипер- или гиподиагностикой РАС в разных странах;+
4. принципиально разной методологией эпидемиологических исследований;+
5. расширением диагностических рамок и смена диагностических категорий.+
Для выявления риска РАС в общей популяции используются
1. генетические исследования;
2. клинико-психопатологические методы;
3. психологические тестовые методы;
4. скрининговые методы;+
5. электрофизиологические методы;
6. эпидемиологические методы.
Cимптомы и синдромы типичные для шизофрении у детей отличаются
1. изменчивостью;+
2. рудиментарностью;+
3. стойкостью;
4. транзиторностью;+
5. фрагментарностью, незавершённостью отдельных компонентов и всего синдрома в целом.+
Распространённость шизофрении у детей
1. встречается чаще, чем у взрослых;
2. лишь у 1% больных начинается до 10 лет;+
3. не зависит от возраста;
4. соответствует частоте распространённости у взрослых;
5. у 50% больных начинается до 15 лет.
Проявления, специфичные для первого года жизни ребёнка c РАС
1. взгляд «мимо» — отсутствующий взгляд;+
2. отсутствие или слабость «комплекса оживления»;+
3. отсутствует указательный жест;+
4. повышенная реакция на дискомфорт (грязные подгузники, голод, болевые ощущения).
Скрининговый метод не может использоваться для постановки диагноза в связи с
1. его субъективностью;
2. его трудоёмкостью;
3. недостаточной валидностью;
4. недостаточностью исчерпывающей информации о психическом развитии и психопатологических проявлениях у ребенка;+
5. различными критериями оценки состояния.
Происхождение РАС связано преимущественно с
1. генетическими факторами;
2. дисфункциональной семьёй;
3. многочисленными факторами;+
4. органической патологией головного мозга;
5. эндогенными факторами.
Нарушение чувства самосохранения у детей с РАС проявляется
1. выраженная защитная агрессия;
2. отсутствие «чувства края»;+
3. отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов;+
4. страх перед всем новым;
5. стремление убежать, спрыгнуть, выбежать на проезжую часть, войти в глубину воды.+