Техника моделирования заключается в
1. воображаемом помещении в ситуацию неприятной стимуляции;
2. выборе последовательности посильных функциональных тренировок;
3. планировании совладающего поведения совместно с терапевтом;
4. уменьшении страха вследствие наблюдения за безопасным взаимодействием другого человека с объектом тревоги.+
Постепенное уменьшение чувствительности пациента к предметам, событиям или людям, которые вызывают неадаптивную поведенческую реакцию, называется
1. методом дифференциации чувственных ощущений;
2. методом замещения реакции;
3. методом систематической десенсибилизации;+
4. методом функциональных тренировок.
Важный аспект психообразования больных тревожными расстройствами – это информирование о роли
1. гипервентиляции в регуляции тревоги;+
2. комплаенса в успешности терапии;
3. побочных эффектов медикаментозной терапии;
4. средств массовой информации в индукции тревоги.
Принцип КБТ состоит в концентрации на
1. анализе конкретных жизненных ситуаций и трудностей;+
2. межличностных аспектах микрострессовых ситуаций;
3. обобщённой реконструкции ряда повторяющихся событий;
4. роли личности пациента в дисфункциональном поведении.
Когнитивная концептуализация случая представляет собой
1. историю развития дисфункциональных когнитивных паттернов пациента;
2. историю развития дисфункциональных поведенческих стратегий пациента;
3. формулировку проблем пациента в терминах когнитивной модели;+
4. характеристики автоматических мыслей пациента.
Произвольное умозаключение в КБТ – это
1. извлечение выводов в отсутствие подтверждающих данных или в явном противоречии с фактами;+
2. логическое целенаправленное суждение, результат осознанной переработки поведения;
3. осознание бессознательных мотивов своего поведения и поведения ближайшего окружения;
4. ошибка внимания, скорректированная компенсаторными возможностями автоматического мышления.
Оперантное научение представляет собой
1. внутреннее моделирование последствия поведения;
2. сочетание условных и безусловных стимулов;
3. формирование навыков исходя из последствий поведения;+
4. формирование поведения через наблюдение.
Персонификация в КБТ – это
1. идентификация с референтной фигурой из окружения;
2. ориентация на людей с высокими достижениями;
3. привычка к негативным социальным сравнением;
4. склонность относить к себе личностно нейтральные события.+
Искажения автоматического мышления
1. встречаются как в здоровой популяции, так и у пациентов с психическими расстройствами;+
2. встречаются при продромальных состояниях и при психической патологии;
3. встречаются только при психических расстройствах (в состоянии обострения заболевания);
4. встречаются только у пациентов с психическими расстройствами как в состоянии обострения заболевания, так и в ремиссии.
Ключевой вопрос, направленный на выявление убеждений
1. каких изменений в состоянии Вы хотели бы добиться;
2. сможете ли Вы выдержать этот дискомфорт;
3. что Вы считаете основной причиной Ваших симптомов;
4. что эта ситуация значит для Вас.+
Работа с поведенческим компонентом тревожных расстройств в формате КБТ проводится с помощью техники
1. «заполнения пробела»;
2. интерпретации реакций переноса;
3. расширения сенсорного сознавания;
4. систематической десенсибилизации.+
Когнитивная концептуализация предназначена для того, чтобы
1. пациент понял глубинные убеждения, которые поддерживают его поведение и симптомы;+
2. правильно сочетать медикаментозное лечение и психотерапевтические интервенции;
3. родственники пациента могли принять участие в помощи пациенту;
4. терапевт чётко придерживался от основного протокола лечения.
Дефицит ассертивности у больных тревожными и депрессивными расстройствами проявляется в
1. застревании в чувствах обиды и гнева;
2. требовательности в межличностных отношениях;
3. трудностях выражения своего мнения и несогласия;+
4. трудностях переработки повседневного стресса.
Когнитивная «тревожная триада» включает следующие убеждения
1. я зависим, люди и отношения ненадёжны;
2. я независим, люди равнодушны, мир непредсказуем;
3. я слаб, мир опасен, люди враждебны;+
4. я сосредоточен, важен порядок и правила.
К основным задачам КБТ относится
1. активизация личных ресурсов пациента;
2. гармонизация среды и окружения пациента;
3. изменение дисфункциональных способов мышления;+
4. построение терапевтического альянса.
Принцип ситуативного детерминизма в бихевиоральной терапии предполагает
1. директивный характер отношений терапевта и пациента;
2. краткосрочный формат психотерапии;
3. преимущественную концентрацию работы на «настоящем»;+
4. принципиальный отказ от интерпретации переноса.
Работа с поведенческим компонентом тревожных расстройств в КБТ нацелена на
1. повышение самооценки;
2. преодоление нейротизма;
3. преодоление поведенческого избегания;+
4. снижение перфекционизма.
Метод биологической обратной связи относится к
1. биологическим методам лечения тревожных расстройств;
2. когнитивным методам лечения тревожных расстройств;
3. поведенческим методам лечения тревожных расстройств;+
4. экспериментальным методам лечения тревожных расстройств.
К методам работы с автоматическими мыслями относится техника
1. дифференциации эмоций;
2. заполнения пробела;+
3. конфронтации с пугающим стимулом;
4. эмпатического слушания.
К основным поведенческим мишеням психотерапии депрессивных расстройств относятся
1. враждебность и перфекционизм;
2. избегание и ангедония;
3. пассивность и беспомощность;+
4. сопротивление и пассивная агрессия.
Процесс угасания генерализованных тревожных реакций блокируется, если
1. пациент принимает антидепрессанты;
2. пациент своевременно не обращается за специализированной помощью;
3. у пациента возникает поведение избегания;+
4. частота тревожных реакций превышает адаптационный потенциал пациента.
Когнитивные процессы в КБТ
1. защищают от систематических искажений автоматической оценки событий;
2. обеспечивают соответствие вновь поступающей информации глубинным стабильным представлениям;+
3. сохраняют информацию о переработанном опыте;
4. способствуют выбору наиболее адаптивных форм поведения.
Автоматические мысли – это
1. бессознательные фантазии и дневные грёзы пациента, отражающие его вытесненные травмы и амбивалентность в отношениях;
2. полусознательные быстротечные мысли и образы, существующие одновременно с произвольным и логичным мышлением;+
3. характеристики непроизвольного внимания;
4. явления соскальзывания и разноплановости.
Метакогнитивные подходы в КБТ основаны на способности человека
1. к осознанию внутренних полусознательных мотивов своих поступков и управлять поведением;
2. осознавать свои когнитивные процессы и произвольно управлять ими;+
3. понимать мотивы поступков других людей и осознанно общаться;
4. составлять иерархичные цели и планы деятельности.
Принцип замещения вакуума в бихевиоральной терапии означает, что
1. в основе неадаптивного поведения лежит бедность актуальных подкреплений и низкая чувствительность к ним;
2. в основе неадаптивного поведения лежит пустота внутренней жизни;
3. неадаптивное поведение должно быть изолировано и лишено подкрепления;
4. неадаптивное поведение должно быть не просто устранено, а замещено адаптивным.+
«Жетонная система» в формировании нужного поведения предполагает
1. замену нежелательного поведения специальным ритуалом;
2. игнорирование нежелательного поведения;+
3. лишение поощрения (жетонов) в случае нежелательного поведения;
4. непосредственный анализ причин нежелательного повеления.
Теоретической основой бихевиорального подхода выступает
1. концепция социального давления;
2. теория научения;+
3. теория социального интеракционизма;
4. терапия средой.
К основным когнитивным мишеням психотерапии депрессивных расстройств относятся
1. зависимость и нейротизм;
2. пассивность и избегание;
3. распознавание и выражение чувств;
4. самокритика и перфекционизм.+
Важным акцентом когнитивной реструктуризации с больными депрессиями является
1. возвращение к занятиям, которые приносили удовольствие до депрессии;
2. контроль собственной активности терапевта;
3. маркирование и сопротивление тупиковому мышлению;+
4. привлечение ближайшего окружения к помощи пациенту.
С точки зрения бихевиоризма механизм возникновения психической патологии состоит в
1. избегании ситуаций, вызывающих негативные эмоции;
2. появлении и закреплении неадаптивных форм поведения;+
3. сочетании генетических вредностей со средовыми воздействиями;
4. стигматизации в социуме отклоняющихся форм поведения.
Техника экспозиции предполагает
1. акцент на положительное подкрепление нужного поведения;
2. выработку форм охранительного поведения;
3. опыт пребывания в ситуации неприятной стимуляции;+
4. отказ от наказания нежелательного подкрепления.
Депрессивный коммуникативный стиль отличается
1. импульсивностью;
2. неадекватным выражением гнева;
3. снижением ассертивности;+
4. частым выражением несогласия.
Процесс генерализации тревоги заключается в том, что
1. прежде безусловные раздражители приобретают значение условных в запуске тревожных реакций;
2. прежде нейтральные раздражители приобретают сигнальное значение провокаторов тревожных реакций;+
3. разрушаются рефлексы снижения тревожных реакций;
4. физиологические ощущения приобретают сигнальное значение.
Преодоление депрессогенного стиля жизни предполагает
1. возвращение пациента к привычным рутинным делам;
2. коррекцию негативного автоматического мышления;
3. планирование времени на отдых и контакты;+
4. привлечение окружения к помощи пациенту.
Для активизации и расширения полезного поведенческого репертуара в бихевиоральной терапии используется техника
1. воображаемая ситуация;
2. конфронтации пассивности;
3. пустого стула;
4. терапия мастерством и удовольствием.+
КБТ относится к
1. гибким и клиент-центрированным подходам;
2. директивным и структурированным подходам;+
3. ситуативным и спонтанным подходам;
4. экспериментальным подходам.
К основным приёмам первичного интервью в КБТ относится
1. индукция реакций переноса;
2. конфронтация с негативными убеждениями пациента;
3. обсуждение отдельных микрострессовых ситуаций;+
4. структурный опрос пациента.
К наиболее весомым доказательствам эффективности психотерапии представители КБТ относят
1. данные внедрения подхода в практику помощи пациентам;
2. данные рандомизированных контролируемых исследований;+
3. описание случаев;
4. самоотчёты пациентов.
Глубинные убеждения больных депрессиями отличаются
1. «инфантильной требовательностью»;
2. «тиранией долженствований»;+
3. гедонизмом и непринятием дискомфорта;
4. экзистенциальной пустотой.
К важным принципам КБТ относят
1. вариативность, диалектику анализа и возможность самораскрытия терапевта;
2. отказ от диагностических суждений;
3. тщательную реконструкцию и учёт детского опыта пациента;
4. тщательную формулировку проблем пациента в терминах теоретической модели.+
В когнитивной модели: настроение и эффективность поведения зависят от
1. мотивации и глобальной самооценки;
2. наличия социальной поддержки;
3. точности и дифференцированности оценки ситуации;+
4. уровня повседневного стресса.
С точки зрения когнитивной модели оценка ситуации в форме автоматического мышления
1. выступает основой эмоциональной реакции;+
2. может не совпадать с содержанием эмоциональной реакции;
3. протекает независимо от эмоциональных реакций;
4. следует сразу за эмоциональной реакцией.
Типичным искажением автоматического мышления при тревожных расстройствах является
1. катастрофизация;+
2. разноплановость;
3. соматизация;
4. соскальзывание.
Глубинные убеждения больных депрессиями носят
1. аморфный, неопределенный характер;
2. директивный, глобальный характер;+
3. инфантильный, примитивный характер;
4. плоский и конкретный характер.
Дисфункциональная стратегия регуляции тревоги, основанная на неправильной интерпретации телесных сигналов, – это
1. гипервентиляция;+
2. минимизация последствий;
3. планирование совладания;
4. самоинструктирование.
Специфика рабочего альянса в когнитивно-бихевиоральной терапии предполагает
1. активную кооперацию с пациентом в духе «партнёров — исследователей»;+
2. доминирующую директивную позицию психотерапевта;
3. нейтральную, пассивную позицию психотерапевта;
4. позицию отказа от оценок и полного принятия терапевтом пациента.
В КБТ интегрированы
1. теории научения и социального взаимодействия;
2. теории научения, техники модификации поведения и информационного подхода;+
3. теории общей, возрастной и клинической психологии;
4. техники экспрессивных, когнитивных подходов и принципы педагогики сотрудничества.
Работа с поведенческим компонентом депрессии в КБТ предполагает использование техники
1. «конгруэнтности и аутентичности»;
2. «терапия мастерством и удовольствием»;+
3. интерпретации реакций переноса;
4. эмпатического вчувствования.
Когнитивно-бихевиоральная терапия относится к видам терапии
1. ориентированным на мишени;+
2. основанным на переносе;
3. принципиально отказывающимся от диагностики;
4. с открытым концом.